Как нами манипулируют бизнес-тренеры?Никогда не врут только моряки и летчики. ? Все остальные легко могут обмануть. Обман со стороны бизнес-тренера часто чреват финансовыми и психологическими потерями. Однако иногда от такой нечестности можно и выиграть. Как -- выяснили "Деньги". НЛПеры -- великие практики и мастера обмана -- любят повторять, что "коммуникация = манипуляция". Смысл этого выражения не в том, что каждый, с кем они общаются, обречен на то, что им тут же начнут манипулировать. Смысл в том, что ВСЕ люди, общаясь, ВСЕГДА манипулируют друг другом. Например, рассказывая о своих проблемах, человек не стремится изложить информацию о происходящих с ним событиях, а хочет либо получить от другого дозу внимания и сочувствия, либо вызвать у собеседника чувство вины и стремление срочно помочь. Собеседник, вызвавшийся помочь, заинтересован не столько в том, чтобы оказать помощь, сколько в том, чтобы показать (себе в первую очередь), что он сильный и добрый. При этом никто никого не обманывает -- обе стороны могут быть абсолютно искренни друг с другом. Если манипуляция беззлобна и неосознанна, то вреда от нее особого нет, разве что неприятный осадок. Но что делать, если одна из сторон материально заинтересована в проблемах другой? Например, если это консультант или тренер? Как понять, чист он перед клиентом или обманывает его? Каждому свое "Ощущение обмана -- абсолютно субъективное чувство, -- считает директор компании "Бизнес Системы" Елена Марценюк. -- Оно возникает тогда, когда есть несоответствие между тем, что заявляется, и тем, что реально происходит". По ее словам, ответственность за обман лежит не только на обманщике, но и на обманутом. Ведь возможность для нечестного поведения по отношению к себе человек всегда предоставляет сам: не проговаривая условия сотрудничества, перекладывая всю ответственность за результат на тренера, не собирая предварительную информацию о тренере и тренинговой компании, с которой собирается работать, четко не представляя, что хочет получить от тренинга. Вариации манипуляций Если подумать, то у тренера есть несколько вариантов для обмана клиента: В общем, тренеры, как и все остальные, могут обманывать только ради получения собственной выгоды. Как правило, ради денег. То есть нечестные тренеры либо навязывают ненужные клиенту услуги (точь-в-точь как наученные ими же недобросовестные продавцы в магазинах), либо продают информацию о клиентах. Деньги и удовольствие Есть некое противоречие в мотивах тех, кто учится, и тех, кто учит. Первые хотят получить результат -- знание или умение, а вторым интереснее процесс -- они материально заинтересованы в том, чтобы обучать, а не в том, чтобы научить. Порядочные тренеры, а таких, без сомнения, большинство, стремятся честно и добросовестно научить тому, что обещано, а попутно поставить перед клиентом новые задачи, чтобы потом научить их решать. "Мне приходится делать выбор внутри себя: решать кто я -- деловой человек или специалист, -- поделилась с "Деньгами" г-жа Марценюк. -- Не могу сказать, что не думаю о своем бизнесе, но я получаю большее удовольствие от решения задач, мне интересно помогать клиенту в решении его проблем". Так же как для врача есть соблазн назначить пациенту дорогостоящее лечение и "умыть руки", так и для тренера есть соблазн увлечься зарабатыванием денег на чужих проблемах. Например, страховой агент Людмила рассказала "Деньгам", что довольно долго ходила на тренинги к одному известному специалисту по коммуникациям. Проходив на занятия разных "уровней" примерно пару лет, Людмила поняла, что по большому счету никуда в развитии своих коммуникативных навыков не продвинулась. "На тренингах разбирались только общие ситуации и хотя декларировалось, что работаем с проблемами членов группы, но работали по учебному плану. Получить помощь в своих проблемах можно было на индивидуальных консультациях за отдельные деньги. И когда я поняла, что тренер просто обеспечивал себе поток желающих получить такие консультации, я перестала туда ходить", -- делится Людмила. Если тренер видит в своих клиентах "дойных коров", это небольшая беда. Всегда можно "отбиться от стада". Гораздо хуже, если тренер находит выгодное применение полученной в ходе тренингов информации. Ярослава, владелица региональной сети ресторанчиков, рассказала "Деньгам", что как-то заказала для себя и своих менеджеров тренинг по управлению. В ходе тренинга обсуждалась реально существовавшая в компании проблема, о которой буквально через пару дней каким-то образом узнали конкуренты. "Я не могу ничего доказать, но уверена, что эту информацию "продал" тренер", -- считает Ярослава. Если недобросовестный тренер решает продать информацию не о компании, а о ее сотрудниках, то для самих сотрудников это может быть и неплохо. "Я проходила замечательный тренинг, -- рассказала "Деньгам" PR-специалист Алла. -- После него мне предложили другую, более высокооплачиваемую работу, хотя я об этом не просила -- так я выиграла $6000 в год ?". Тесные связи между тренинговыми компаниями и HR-агентствами -- явление довольно распространенное. Правда, опасны такие связи больше для корпоративных заказчиков, чем для частных клиентов. Для последних это может быть признаком разве что не слишком высокой квалификации и не слишком честной репутации тренера. Еще одним вариантом продажи информации является рекомендация тренерами, ведущими семинары по инвестированию, бумаг или услуг определенных финансовых компаний. ПИФы, страховые компании и брокеры не без оснований видят в финансовых консультантах превосходный инструмент для собственного продвижения. Только у нас! Универсальное противоядие! Лекарство в каждом случае может быть только одно: осознанный подход к выбору тренера и тренинговой компании, тщательный сбор информации. Г-жа Марценюк советует относиться к подбору тренера так же, как к найму на работу. В конце концов, примерно так дела и обстоят: этот человек за те деньги, которые ему платит клиент, помогает ему решать проблемы. "Прежде всего, стоит понять, совпадают ли ценности клиента и заказчика, иначе плодотворно сотрудничать будет затруднительно, -- полагает г-жа Мартынюк. -- Кроме того, клиенту стоит внимательно прислушаться к себе и решить -- доверяет ли он этому тренеру". При этом стоит отдавать себе отчет в том, что дипломы, звания, свидетельства и награды не всегда могут сказать о способности тренера помочь в данной ситуации. Простейший пример: тренинг по продажам. Если его ведет профессиональный психолог с кучей дипломов и званий и даже с научными работами, но ничего в своей жизни не продавший, вряд ли занятия у него могут быть полезны "зеленым" сейлс-менеджерам. Очень важным признаком недостаточной компетенции тренера может быть декларируемая способность решить любые проблемы. "Размытость" предоставляемых услуг из серии "все могу, все умею" -- явное свидетельство недостаточной компетентности тренера", -- уверяет г-жа Соловьева. Поводом для настороженного отношения к тренеру может стать и обещание быстро научить слишком многому. Если, например, в рамках тренинга "Разработка инвестиционных проектов и привлечение финансирования", который длится один день, клиенту обещают, во-первых, рассказать о разработке проектов и, во-вторых, научить правильно их презентовать, это явное "разводилово". В лучшем случае, прочтут лекцию "по верхам". В общем, вариантов может быть масса. Поэтому, чтобы не стать жертвой обмана со стороны человека, которому обязательно нужно доверять, лучше помнить, что тренер -- только инструмент, помогающий клиенту решать тактические задачи. Ответственность за выбор инструмента, а также за правильную постановку этих задач, лежит только на самом ученике. dengi-ua.
|